Роман Минухин, директор Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды России: «Вода становится важным стратегическим ресурсом»

О том, как реализуется госполитика в области водных ресурсов, каковы перспективы развития в России «синей» экономики и планируется ли государством создание «водных» облигаций, а также какие правовые коллизии в регулировании водных ресурсов существуют и что позволит россиянам перейти к более рациональному водопользованию — в интервью с Романом Минухиным, директором Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды России.

Роман Борисович, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях государственной политики в области водных ресурсов. Какие задачи сейчас по этому направлению являются первостепенными?

Из-за обширности российских территорий и различном распределении ресурсов на них мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда на территории с меньшей концентрацией населения приходится больше водных ресурсов, чем на густонаселенные регионы. Так, по сути жители Дальнего Востока на 99% лучше обеспечены водными ресурсами, чем, к примеру, жители Поволжья и Центральночерноземного района, но страдают от паводков чаще. Поэтому перед нами стоит три главных задачи.

Во-первых, вода должна быть доступна всему населению в достаточном количестве.

Во-вторых, вода должна отвечать запросам качества и потребностям населения.

В-третьих, должна быть обеспечена безопасность жителей населенных пунктов вблизи водных объектов от затоплений и других природных явлений.

Именно на обеспечение этих трех главных составляющих и направлена наша работа. Это целый комплекс мероприятий, и каждое из этих направлений важное.

С каждым годом мы улучшаем показатели главных направлений нашей работы за счет целого комплекса мер. Здесь и федеральные проекты, и плановая работа, и стратегические инициативы, и работа по привлечению инвестиций в сферу охраны природы в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве. Ведь чем больше мы привлекаем инвесторов, тем быстрее будет модернизировано и улучшено техническое обеспечение очистных и водопропускных сооружений, сократится водоемкость производства и объемы непроизводительных потерь водных ресурсов. Все это позволит снизить общероссийский объем водопотребления.

Хочу отметить, что какого плана работа бы нами не велась — повышение уровня информированности населения по вопросам использования и охраны водных объектов, назовем это коротко — экопросвещением, является важной составляющей.

Чем большее содействие и поддержку мы получаем от населения, чем осознаннее каждый из нас относится к использованию водных ресурсов, тем эффективнее и экологичнее мы можем выстраивать процессы.

Минприроды прорабатывает программы оздоровления рек. Какие мероприятия входят в эти программы и каких успехов уже удалось достичь?

По поручению Президента Российской Федерации был разработан и успешно реализуется национальный проект «Экология». Нацпроект нацелен существенно улучшить ситуацию по многим направлениям: обращение с отходами, водными ресурсами, очистка воздуха, повышение биоразнообразия и сохранение лесов. Но как мы все понимаем, вода объединяет все направления экологии, ведь без нее невозможно ни комфортное обустройство рекреационных зон, ни повышение биоразнообразия, ни рост лесных массивов. Именно поэтому работе с водными ресурсами посвящена треть всех проектов, входящих в нацпроект «Экология». Для повышения качества водных объектов Министерством природных ресурсов и экологии России разработаны и успешно реализуются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» и «Сохранение озера Байкал».

Проекты направлены на модернизацию и строительство современных комплексов очистных сооружений, улучшение состояния водных объектов, восстановление потенциала рек к самоочищению, создание благоприятных условий для комфортного проживания населения, рекреации и воспроизводства биоразнообразия в стране.

На сегодняшний день в федеральном проекте «Оздоровление Волги» принимают участие 16 субъектов Российской Федерации, в «Сохранении озера Байкал» — 2, в «Сохранении уникальных водных объектов» — 56.

В частности, по результатам реализации проекта «Оздоровление Волги» только за прошлый 2022 год введено в эксплуатацию 24 очистных сооружения. Если брать показатели с 2018 года — с начала реализации проекта, то нам удалось ввести в эксплуатацию 93 объекта в 16 регионах страны. Благодаря этим очистным сооружениям объем сброса загрязненных сточных вод в реку Волга сократили с 3,17 куб. км в год до 2,20 куб. км в год. Идем с перевыполнением плановых показателей!

Оживает и Волго-Ахтубинская пойма. Мероприятия, которые мы провели в рамках проекта «Оздоровление Волги», позволили впервые за последние годы напитать уникальную природную территорию. Строительство водопропускных сооружений и расчистка протоков помогает природным ландшафтам восстанавливаться, создавать благоприятные условия для нереста рыбы, обеспечивать сельхозполивы. Так, в прошлом году ввели в эксплуатацию 24 водопропускных сооружения на территории Волгоградской области, перевыполнили плановое значение на 37%. Всего с начала реализации проекта построено и реконструировано 48 водопропускных сооружений. Это серьезные и внушительные результаты, достичь которых можно только при планомерной работе и нашем общем понимании ее важности.

Конечно, для эффективной реализации таких масштабных проектов нужен комплексный подход, что мы и делаем совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральным агентством по рыболовству. Мероприятия по восстановлению нерестовых массивов, расчистка и дноуглубление каналов-рыбоходов, работы по реконструкции гидротехнических сооружений мелиоративной сети, контрольно-надзорные работы проведены в полном объеме.

В настоящее время на основании поручения Президента РФ Минприроды России прорабатывается вопрос о запуске объединенного водного проекта после 2024 года, который будет в том числе включать реки Урал, Иртыш, Каму, Терек, Амур и Дон.

А каковы перспективы развития в России «синей» экономики?

Россия занимает 2 место в мире по запасам пресной воды и 4 место по длине береговой линии. Говоря о наших возможностях и водном суверенитете Российской Федерации на внутренних водах и внутренних морских водах, можно отметить, что в России развито несколько «устоявшихся» отраслей синей экономики. К таким отраслям в рамках данной тематики можно отнести: добычу и производство живых ресурсов (включает рыболовство, аквакультуру, переработку рыбной продукции), морскую добычу нефти и газа, портовую и складскую деятельность, энергетику, жилищно-коммунальное хозяйство, морское и речное судоходство, судостроение и судоремонт, прибрежный туризм.

У каждого прибрежного региона нашей страны есть наработанная практика и свои конкурентные преимущества. Активно развивается Северный морской путь. Он имеет важнейшее логистическое значение для страны, позволяя перевозить грузы между Европейской частью России и Дальним Востоком за кратчайшие сроки — от 7 до 15 дней в зависимости от погодных условий. К 2024 году объем грузоперевозок по Северному морскому пути планируется увеличить до 80 млн тонн. Что скажется и на развитии прибрежных территорий региона.

Усиление реализуемых Российской Федерацией проектов в области водных ресурсов, направленных на оздоровление, снижение антропогенной нагрузки на водные объекты, развитие отраслей аквакультуры — также являются важными факторами, влияющими на «синюю» экономику нашей страны. Масштаб и эффект от таких мероприятий будут влиять на дальнейшее развитие отношений всех заинтересованных сторон. В Российской Федерации потенциал в этом плане громадный. Мы здесь имеем все конкурентные преимущества для привлечения международных инвестиций и реализации крупных проектов.

Как вы считаете, необходимо ли создавать по аналогии с «зелеными» «синие» или «голубые» облигации?

Данный вопрос активно прорабатывается, создана рабочая группа на базе Росводресурсов. Ее задачами являются анализ существующих перспективных проектов для внедрения «водных» облигаций, механизма их обращаемости, определение способов реализации и возможных государственных гарантий, выбора эмитента и усиление его рейтинга. Как я уже говорил, привлечение инвестиций в отрасль — важная составляющая нашей работы.

В формировании и развитии системы «синего» финансирования в России кто, на ваш взгляд, должен сыграть ключевую роль — государство или частный сектор?

У нас есть все ключевые принципы для развития синей экономики и выстраивания системы «синего» финансирования — внедрение инноваций, поиск территории, развитие человеческого капитала, создание новых рабочих мест, эффективность и безотходность производства, использование местных ресурсов.

Совместно с крупными Российскими финансовыми институтами, российскими банками и рядом международных финансовых структур, федеральными органами власти и отраслевыми агентствами (Минприроды России, Федеральное агентство водных ресурсов и другими), учреждениями экономического и финансового блока Правительства Российской Федерации, мы прорабатываем вопросы реализации основных принципов перехода к синей экономике. При этом для ощутимого результата, конечно, будут важны как государственные, так и частные вложения.

Охтинское очистное сооружение в Санкт-Петербурге является флагманом для работ по улучшению состояния водных объектов. Почему первый опыт был отдан именно Петербургу и как сейчас происходит наращивание мощностей по очистке сточных вод в других регионах?

Ранее, тогда еще Ленинградом, сбрасывалось в реку большое количество неочищенных стоков. Ситуация была сложная и требующая эффективного и скорого решения. Сейчас, после ввода в эксплуатацию Охтинского коллектора, очистку в Петербурге проходит практически весь объем сточных вод.

Если же говорить про наращивание мощностей очистных сооружений в других регионах, то в рамках реализации федерального проекта «Оздоровление Волги» по итогам 2022 года в рамках основного и самого капиталоемкого направления завершено строительство и реконструкция 93 очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства на территории 16 субъектов Российской Федерации с начала реализации проекта. Это обеспечило наращивание дополнительных мощностей очистных сооружений на 1,03 куб. км в год.

На сегодняшний день наибольшие мощности введены в эксплуатацию на территории Москвы и Московской области, а также на территориях Вологодской, Ивановской, Костромской, Нижегородской, Самарской, Тверской областей и Республики Татарстан.

Вы говорили, что сейчас назрела потребность в устранении избыточных требований, касающихся состава схем комплексного использования и охраны водных объектов. Какие на сегодняшний день обязательства отменены и планируется ли дополнительное сокращение требований?

Это сложный вопрос, который может относиться к целому ряду тем. За последние несколько лет развитие процессов обмена данными и их анализа развиваются небывалыми темпами. Многие взаимодействия становятся проще, быстрее, а некоторые этапы работ просто меняются в принципе благодаря цифровизации или техническому обеспечению. Зачастую бывает так, что актуальное состояние дел меняется в считанные месяцы и даже дни и соответствовать ему гораздо важнее планов прошлых лет.

Как бы то ни было, мы считаем, что в любом случае главная цель — это повышение эффективности работы, ее соответствие современной повестке при меньшем количестве бюрократии.

При этом мы понимаем, что, находясь в подобных переходных процессах, важно учитывать все нюансы, а не просто двигаться по пути упрощения. Мы сейчас стараемся взвесить все за и против и выйти с максимально продуманными предложениями, в которых заложена перспектива дальнейшего развития и возможности актуализации в соответствии с обстоятельствами и первоочередными задачами.

Как изменения климата отражаются на государственной политике и регулировании в области водных ресурсов?

В условиях изменения климата растущий спрос на водные ресурсы во всех секторах экономики требует государственного подхода в секторе государственной политики и регулирования в области водных ресурсов для достижения устойчивого развития и адаптации. Недооценивать масштабы и сложность этой задачи нельзя.

Изменение климата вызывает изменения гидрологических циклов, меняя характер осадков и повышая температуру, влияет на интенсивность, продолжительность и частоту засух. Изменение режима осадков повышает риск локальных наводнений, что приводит к прямому физическому и материальному ущербу, распространению инфекционных заболеваний и воздействию на здоровье людей.

Повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод достигается за счет реализации комплексных мероприятий. Важная работа в области водных ресурсов в данном случае ведется в рамках федерального проекта «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Российской Федерации». В подготовке проекта принимали участие регионы, отдельный блок посвящен территориям Дальнего Востока, наиболее подверженным паводкам и наводнениям. Блок работ включает в себя строительство и поддержание в безопасном состоянии гидротехнических сооружений, плотин, каналов, дамб, судоходных шлюзов, гидротехнических туннелей, возведение и реконструирование сооружений инженерной защиты и берегоукреплений, модернизация гидропостов.

Также улучшить ситуацию позволят строительство Красногорского гидроузла на р. Иртыш, Багаевского гидроузла в Ростовской области, расчистка Цимлянского водохранилища.

Как вы можете оценить уровень проводящегося мониторинга за водными объектами в нашей стране? Существуют ли планы по его совершенствованию?

Когда мы говорим про такое понятие как мониторинг за водным объектом, важно понимать, что это понятие включает в себя целый комплекс работ. Сюда относится и наблюдение за уровнем загрязнения водного объекта, и наблюдение за состоянием его дна и береговой линии, и за сооружениями, расположенными возле него. Соответственно, за каждым видом работ стоит большое количество организаций, которые собирают данные мониторинга и обрабатывают их.

На сегодняшний день создана автоматическая информационная система — «Система государственного мониторинга водных объектов». Ее главная задача — аккумулировать разноплановые данные по объекту, объединять их в себе для формирования объективной и разносторонней оценки состояния водного объекта.

Создание данной системы — важное достижение, которое вывело использование данных мониторинга на принципиально новый по эффективности уровень.

Доступ к Системе предоставляется на сайте Росводресурсов и имеется у всех заинтересованных компаний. Получить к ней доступ могут и экоактивисты, нужно лишь направить обоснованный запрос в Росводресурсы. После его рассмотрения пользователю будет выдан персональный логин и пароль.

На данный момент прорабатывается возможность улучшения качества обрабатываемых и получаемых данных, технические улучшения сбора данных существующей эффективной системы.

На Глобальном финансовом форуме Ecumene 2022 было озвучено мнение, что в настоящее время существует правовая коллизия в регулировании водных ресурсов в России, касающаяся того, чем является водный ресурс. «Водный ресурс, как ресурс, — это не вещь. Объект гражданского оборота — вещь. И что такое водный ресурс, и до какой степени он становится вещью, и в какой момент становится вещью, и когда его можно оценить» [цитата]. Как Вы считаете, действительно существует такая проблема и какими способами ее можно решить?

Глобальный финансовый форум «Ecumene» поднимает вопросы, имеющее значение как для Российской Федерации, так и для международного сообщества. В данном случае вода рассматривалась с точки зрения ресурса, способного, как и другие ресурсы в международном масштабе приносить прибыль. Как, например, нефть. Просто представьте, на сегодняшний день доступ к чистой пресной воде есть только у 1 млрд из 7 млрд человек, населяющих планету. В этом плане вода становится важным экономически-стратегическим ресурсом и возникает острая необходимость его корректного определения. Это вопрос не только российского законодательства, но всего мирового сообщества. Работа в этом плане ведется, планируем обсуждать этот вопрос с коллегами из других стран на Конференции ООН по водным ресурсам, которая пройдет 23 марта в Нью-Йорке.

При этом в обычной жизни рядового россиянина проблемы как таковой нет. Водный кодекс определяет водные ресурсы как природные ресурсы, аналогичное понимание закреплено в Гражданском кодексе, а в отдельном отраслевом законодательстве вода может воспринимается не как водный объект, а иначе, например, как товар (в случае бутилированной воды).

Любой человек может использовать водный объект для личных и бытовых нужд — здесь и рекреационные нужды и бытовые, и здесь мы рассматриваем водный объект как ресурс.

У нас можно приобрести право пользования водным объектом в зависимости от цели использования. Это право может быть как платным, так и бесплатным.

Товарной единицей водный ресурс становится, когда у него появляется добавочная стоимость. Явный пример — это уже упомянутая бутилированная вода или услуги водоснабжения, например, в многоквартирном доме. В данном случае использование воды связано с получением дополнительной услуги. Все необходимые регламентирующие документы у нас в этом плане присутствуют.

Что помогает стимулировать потребителей к внедрению водосберегающих технологий?

Здесь можно говорить о нескольких направлениях в нашей работе. С одной стороны, это просветительская работа с физическими лицами, а с другой — работа с предприятиями.

Для эффективного водосбережения ведем работу с предприятиями по сокращению водных потерь при выполнении различных технологических процессов, настройке на производстве оборотно-повторного водоснабжения, внедрения программ технического развития и грамотной мелиорации.

В рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» в прошлом году стартовало новое направление — поддержка проектов промышленных предприятий, направленных на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на реку Волгу. По сути данные проекты призваны не только повысить качество очистки вод, но и уменьшить водопотери, сделать использование водных ресурсов более рациональным.

Прием заявок на финансирование проектов промышленных предприятий осуществляет Российский фонд технологического развития. Предоставляются льготные займы предприятиям на модернизацию очистных сооружений под 1% годовых. Сумма займа составляет от 50 000 тыс. руб. до 1 000 000 тыс. руб.

Отдельное направление работы — это экопросвещение. Росводресурсами проводятся специальные экоуроки в школах и институтах, наглядно демонстрирующие как можно рассчитать свой водный след и что каждый может сделать для снижения водопотребления.

Как Вы относитесь к проведению экологических акций по очистке рек с привлечением населения? Насколько это эффективный способ для охраны водных ресурсов и экологического просвещения?

Министерством природных ресурсов и экологии России в рамках проекта «Сохранение уникальных водных объектов» ежегодно осуществляются мероприятия по очистке от мусора берегов водных объектов с участием населения и волонтеров в рамках акции «Вода России». Они позволяют не только расчистить берега водных объектов, но и влияют на формирование в сознании различных возрастных групп населения основных принципов бережного отношения к водным объектам, как к уникальным, жизненно важным ресурсам для населения страны в целом и повышение экологической культуры граждан.

Акция признана одной из крупнейших экологических инициатив в России. За 9 лет проведения она объединила 8 млн. человек из 85 регионов, которые собрали уже 75 тыс. Камазов с мусором от Калининграда до Владивостока. В рамках мероприятий мы рассказываем, как подсчитать свой водный след, даем простые инструкции по экономии воды и важности простых ежедневных действий.

Уверен, что данная работа находит отклик в сердцах и умах людей и позволит каждый год делать новый шаг к более рациональному и водосберегающему потреблению.

Источник: journal.ecostandard.ru

Контакты для СМИ