Долгожители среди водных животных

Гренландские полярные акулы, обитающие в водах Северной Атлантики, из всех позвоночных животных, населяющих сегодня нашу планету, являются самыми большими долгожителями. Датские ученые установили, что отдельные особи этого вида способны жить по 400-500 лет. Об этом пишет научный журнал Science. Одна из старейших акул, исследованная учеными, имеет возраст 392 года плюс-минус 120 лет. Данная особь хищника-долгожителя могла застать как период упадка скандинавских поселений в Гренландии, так и ее повторную колонизацию датчанами спустя 250 лет. Современником этой акулы мог быть сам Христофор Колумб, живший в 1451-1506 годах. Биологи давно знали, что гренландские акулы живут на протяжении нескольких веков, поскольку, увеличиваясь в длину всего на 0,5-1 см за год, они могут превышать 5 метров. При этом с точностью определить их возраст было невозможно. В отличие от большинства животных, хрящевые рыбы (акулы и скаты) лишены способности к формированию во внутреннем ухе отолитов – кальциевых отложений, по которым, как по кольцам деревьев, можно было бы установить их год рождения. Тем не менее, профессорам Копенгагенского и Орухсского университетов Йону Стеффенсену и Яну Хейне Мейеру пришло на ум подвергнуть радиоуглеродному анализу хрусталик глаза акулы, белки в котором формируются на стадии зародыша и остаются неизменными в течение всей жизни рыбы. Образцы подобного рода удалось добыть докторанту Стеффенсена Юлиусу Нильсену, который обследовал 28 акул. Исследователям удалось выяснить, что гренландские полярные акулы половой зрелости достигают только к 150 годам, а дожить могут, как минимум, до 272 лет, перекрывая рекорд предыдущего обладателя среди позвоночных – гренландского кита. Этот долгожитель имеет максимальный зарегистрированный возраст 211 лет. Анализируя возможные причины столь продолжительной жизни акул, исследователи пришли к выводу, что основным фактором может быть исключительно медленный метаболизм животного, обитающего в воде с низкими температурами (от -1оС до +5оС). Этим же объясняется и чрезвычайная медлительность акулы, кстати, получившая название Somniosus microcephalus, что означает «соня с маленьким мозгом».