Город Москва, это Ваш регион?

Беломорско-Балтийский рубеж

Беломорско-Балтийский канал являлся стратегически важной транспортной артерией для Северо-Западного региона, поэтому одной из задач немецко-финских войск начала войны стал вывод канала из строя.

Первый авианалёт на шлюзы Беломорско-Балтийского канала был проведён 28 июня 1941 года. Целью налёта стали шлюзы № 6–9, расположенные на самом большом перепаде высот канала. Уничтожив их, авиация противника смогла бы отрезать друг от друга Южный и Северный склоны Беломорско-Балтийского канала, сделав невозможной работу всей системы канала. Средств ПВО на шлюзах и других объектах канала не было, поэтому уже в первые дни войны авиация противника смогла провести ряд успешных налётов. Так 10 июля был сильно повреждён шлюз № 7 — полностью уничтожены верхние ворота шлюза, разрушен аварийный затвор и другие механизмы, в результате чего вода из верхнего бьефа хлынула вниз и снесла нижние ворота шлюза. Всего за лето 1941 года было проведено пять бомбёжек шлюзов канала, прервавших работу транспортной артерии с 28 июня по 6 августа и с 13 по 24 августа 1941 года.

Одновременно с бомбардировками канала финские войска продвигалась вглубь советской территории. И хотя основные удары были направлены в сторону Ленинграда и Петрозаводска, на остальных направлениях также продолжалось активное наступление — 5 декабря 1941 года частями финской армии был захвачен Медвежьегорск, 6 декабря — Повенецк, расположенный на Онежском озере у начала Беломорско-Балтийского канала. Сообщение по каналу было прекращено.

6—11 декабря на Южном склоне канала велись ожесточённые бои, финские войска активно пытались прорваться на восточный берег Беломорско-Балтийского канала, однако всякий раз они отбрасывались советскими войсками. Лишь один раз, 8 декабря, финны смогли прорваться через канал и занять деревню Габсельга, однако успешная контратака советский войск очистила восточный берег канала от войск противника. Одновременно с боями за канал советским командованием проводилась операция по выводы сооружений канала из эксплуатации — в ночь с 6 на 7 декабря и днём 7 декабря были взорваны шесть шлюзов Повенчанской лестницы (№ 1 — № 6), а после отхода советский войск 11 декабря — находящийся на водоразделе шлюз № 7. Вода из водораздельного бьефа была сброшена в направлении Онежского озера для затопления прилегающей к каналу местности. Поток проходил через посёлок Повенец, который был почти полностью разруше. Финские войска были остановлены на линии канала до июня 1944 года. Почти три года южный склон преграждал путь врагу на восток, в то время как северный, Беломорский склон канала, действовал непрерывно. По водной артерии везли боеприпасы, вооружение и продовольствие, переправлялись войска.

Решение о начале подготовки к восстановлению канала было принято ещё в годы войны, в марте 1942 года, а первый план его реконструкции был разработан в мае 1944 года. После изгнания финских войск стало возможным оценить нанесённый войной ущерб и приступить к восстановительным работам, которых потребовалось не мало — полностью или частично были разрушены сооружения семи гидроузлов, в том числе 7 шлюзов, 4 водоспуска, 1 плотина, 4 дамбы, шлюзовые посёлки, жилые дома управления, военный городок в Повенце, маяки и береговые обстановочные знаки на западном берегу канала. Работы по восстановлению канала велись с мая 1945 года по июль 1946 года, общая стоимость восстановительных работ составила почти 78 млн рублей.

28 июля 1946 года было официально открыто сквозное судоходство на всём протяжении Беломорско-Балтийского канала. А в память о погибших защитниках канала у шлюза № 9 установлен памятники скорби.

Впервые идея строительства судоходного канала, соединившего Балтийское и Белое моря, возникла во время Северной войны и принадлежала Петру І. С XVIII до начала XX века было разработано несколько проектов по созданию канала между бассейнами Белого и Балтийского морей, один из которых, проект профессора В. Е. Тимонова, был удостоен золотой медали Парижской выставки в 1900 г. Однако все проекты и предложения о создании сквозной трассы к Белому морю так и оставались в архивах из-за недостатка средств. К строительству канала приступили лишь в 1931–1932 годах, когда по указанию И. В. Сталина группой инженеров под руководством С. Я. Жука был разработан проект трассы Беломорско-Балтийского канала: р. Повенчанка — р. Телекинка — оз. Выгозеро — р. Нижний Выг, а для его осуществления создана строительная организация «Беломорстрой», которая в 1932 г. перешла в подчинение НКВД СССР. 3 августа 1933 г. канал был введён в постоянную эксплуатацию. Первыми судами, прошедшими по новой водной трассе, стали военные корабли. Беломорско-Балтийский канал знаменит не только масштабом, но и историей строительства: каждый его метр построен ценой человеческих жизней. Канал стал не только одной из главных строек первой советской пятилетки, но и первым в СССР строительством, которое полностью осуществлялось заключёнными.

Канал стал первым звеном в осуществлении программы развития внутренних водных путей России. Он соединил Белое море с Онежским озером, входящим в бассейн Балтики, и сократил путь из Балтийского в Белое море на 4000 км. Значение Беломорско-Балтийского канала особенно возросло после ввода в эксплуатацию в 1964 г. современного Волго-Балтийского водного пути. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз.

Подробнее о Беломорско-Балтийском канале можно прочитать на сайте Научно-популярной энциклопедии «Вода России», созданной в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на 2012 — 2020 годы».

Адрес статьи: https://water-rf.ru/a91