Город Москва, это Ваш регион?

Дорога Жизни – Ладожское озеро

31 августа 1941 года финские войска перешли старую советско-финскую границу и, остановившись на рубеже Карельского укреплённого района, блокировали город Ленинград с севера. В это же время солдаты немецкой группы «Север» захватили город Шлиссельбург и, взяв под контроль исток Невы, полностью блокировав город Ленинград с юга. С этого дня, 8 сентября 1941 года, началась блокада Ленинграда длиной в 872 долгих дней. В кольце блокады оказались почти весь Балтийский флот и бо́льшая часть Ленинградского фронта численностью более 500 тыс. человек, более 2,8 млн жителей Ленинграда и пригородов, были разорваны практически все линии коммуникаций города с Большой землёй. Единственной надеждой Ленинграда, которому грозили не только немецко-финские войска, но и такие страшные враги, как голод и холод, остались небо и воды Ладоги.

30 августа 1941 года, ещё до замыкания блокадного кольца, на западном побережье Шлиссельбургской губы Ладожского озера начались строительные работы, и уже 12 сентября в Осиновец из Новой Ладоги были проведены первые баржи с грузом. Эту дату и принято считать началом работы Дороги жизни. Всего к концу сентября 1941 года на Ладоге были построены склады, два причала в Осиновце и два причала в гавани Гольцмана, узкоклейка, соединяющая причалы с ведущей в Ленинград Ириновской веткой Октябрьской железной дороги, защитная дамба в бухте Морье.

Подготовка к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро началась в октябре 1941 года — было проведено обобщение разрозненных данных о ледовом режиме озера, систематические исследования которого до этого не проводились, определена трасса будущей ледовой дороги, проведён расчёт затрат на её сооружение. Дорога по льду Ладоги начиналась от мыса Осиновец и, проходя через острова Зеленцы, разветвлялась к деревням Кобона и Лаврово на восточном берегу Шлиссельбургской губы. На дороге было организовано двустороннее раздельное движение, её обслуживало 350 регулировщиков на 75 регулировочных постах, а вдоль дороги была проложена воздушная линия связи на вмороженных в лёд столбах.

Первая автоколонна из 60 автомашин ГАЗ-АА с прицепленными санями прошла по льду Ладоги 22 ноября 1941 года. Загрузив на восточном берегу 70 т продовольствия, автоколонна в тот же день вернулась в Осиновец. С этого дня движение по льду Ладоги не прекращалось до 21 апреля. За время действия ледовой дороги с ноября 1941 года по апрель 1942 года из Ленинграда было эвакуировано более 550 тыс. человек, в город было доставлено свыше 360 тыс. т грузов, в том числе более 260 тыс. т продовольствия, что позволило к весне 1942 года поднять нормы по продуктовым карточкам ленинградцев более чем в два раза.

Весной 1942 года навигация возобновилась — 21 мая в Осиновец были проведены первые баржи по малой трассе из Кобоны, 28 мая — по большой трассе из Новой Ладоги, а 31 июля была налажена паромная переправа, позволившая доставлять грузы в Ленинград прямо в вагонах, без перегрузки на баржи. Навигация продолжалась до 25 ноября, хотя отдельные рейсы совершались ещё до 8 января 1943 года. В навигацию 1942 года по Ладоге из Ленинграда было эвакуировано около 450 тыс. человек, в Ленинград доставлено 745 тыс. т грузов, в том числе около 350 тыс. т продовольствия, на западный берег, к осаждённому Ленинграду, доставлено более 300 тыс. военных и гражданских специалистов.

Ледовая трасса зимы 1942–1943 года начала работу с 20 ноября для гужевого и с 24 декабря для автомобильного транспорта. Было начато строительство узкоколейки по льду озера, которое свернули после прорыва блокады и начала строительства железной дороги по освобождённому коридору. Движение по льду Ладоги продолжалось до 30 марта 1943 года, за это время по Дороге жизни было перевезено более 200 тыс. т грузов, в том числе более 110 тыс. т продовольствия, из Ленинграда было вывезено около 90 тыс. человек. А уже 2 апреля возобновились водные перевозки, хотя озеро полностью освободилось ото льда только к концу месяца.

Дорога жизни — это сложный путь от баз снабжения, расположение которых постоянно менялось в зависимости от ситуации на фронте, к Новой Ладоге, Кобоне или другим перевалочным базам на побережье Ладожского озера, оттуда по воде или льду Ладоги в Осиновец или Шлиссельбург, а затем — в блокадный Ленинград. Практически вся инфраструктура Дороги жизни создавалась с ноля — порты, новые железнодорожные пути и станции, автомобильные дороги и линии связи. Так в октябре 1941 года по дну Ладоги был проложен морской бронированный подводный кабель, обеспечивший надёжную связь с Ленинградом, в июне 1942 года начал работать проложенный по дну Шлиссельбургской губы топливный трубопровод, по которому за сутки перекачивалось около 300 т. топлива, а в сентябре—декабре того же года — пять силовых электрических кабелей, по которым в Ленинград шла электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС. Дорогу жизни обслуживали тысячи единиц автомобильного, водного и железнодорожного транспорта. Нельзя забывать и о тяжёлых условиях, в которых осуществлялась перевозка грузов и эвакуация жителей блокадного Ленинграда — объекты инфраструктуры и транспорт подвергались постоянным налётам немецкой авиации, атакам базирующихся на Ладожском озере финских и переброшенных к ним итальянских и германских военных судов. Всё это требовало организации эффективной охраны трассы как с земли, так и с воздуха.

Но несмотря на эту масштабную работу на земле, на воде и на льду, для всех нас Дорога жизни — это в первую очередь Ладожское озеро, по льду которого 22 ноября 1941 прошла первая автоколонна с продовольствием для осаждённого Ленинграда.

«Ладожское озеро и в наши дни остаётся своего рода дорогой жизни — как исток Невы оно служит источником пресной воды для Санкт-Петербурга и других населённых пунктов Северо-Запада; на Ладоге осуществляется промышленное рыболовство с ежегодным выловом более 3 тыс. тонн рыбы; по водам озера проходит трасса Волго-Балтийского водного пути, по которому ежегодно перевозится свыше 15 млн тонн грузов; необыкновенная красота Ладоги ежегодно притягивает тысячи российских и зарубежных туристов. Уберечь Ладожское озеро от загрязнения, сохранить его для будущих поколений — одна из важных задач, поставленных перед нами», — напоминает директор ФГБУ «Центр развития ВХК» Сергей Будилин. — «Так ещё на старте федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020» была проведена серия научно-исследовательских работ по совершенствованию мониторинга состояния экосистемы и качества вод Ладоги и усилены работы по государственному мониторингу этого озера; Ладожское озеро — один из 11 ключевых водных объектов федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология».