Город Москва, это Ваш регион?

В месте соединения фронтов, рек и морей

На берегу Волго-Донского судоходного канала, в посёлке Пятиморске Волгоградской области расположен величественный монумент «Соединение фронтов», воздвигнутый в середине 1950-х годов скульптором Евгением Вучетичем и архитекторами Леонидом Поляковым и Леонидом Дятловым. Шестнадцатиметровый монумент посвящён исторической встрече войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом.

В ноябре 1942 года началось контрнаступление советских войск в районе Сталинграда, в которой были задействованы войска Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтов. План контрнаступления получил кодовое название Операция «Уран». Согласно плану операции, войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов должны были нанести глубокие встречные удары и окружить основные силы противника под Сталинградом, одновременно с этим вспомогательные удары по противнику должны были нанести армии Донского фронта.

В первый же день наступления, 19 ноября, войскам Юго-Западного и Донского фронтов удалось прорвать оборону румынской армии, отбить мощную контратаку и уничтожить расположенные за румынами немецкие части. На следующий день, 20 ноября, перешли в наступление войска Сталинградского фронта, нанося удар южнее Сталинграда. Стремительное продвижение советских армий привело к тому, что уже на четвёртый день операции, 23 ноября 1942 года, части Юго-Западного фронта и Сталинградского фронта встретились в районе хутора Советский, замкнув кольцо окружения сталинградской группировки противника в междуречье Волги и Дона.

Именно это событие изображено на монументе — четыре бойца в момент торжественной встречи двух фронтов. Это мотострелок, конногвардеец, пехотинец и танкист, за спинами которых расположены знамёна Юго-Западного и Сталинградского фронтов. Одиннадцатиметровый холм, на котором расположен монумент, был насыпан на взятой при строительстве Волго-Донского канала земли. К монументу поднимается парадная лестница, возле которой стоят две каменные тумбы с надписями: «23 ноября 1942 г. в районе Калача советские войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов во взаимодействии с войсками Донского фронта завершили оперативное окружение противника, что привело к последующему разгрому 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск, прорвавшихся к Волге», «Потомки наши не забудут никогда величия духа и сказочной крепости русских солдат у берегов Дона и Волги. В боях по окружению немецко-фашистских войск отличились 19-я, 45-я, 69-я, 157-я, 102-я танковые, 14-я мотострелковая и 36-я механизированная бригады».

Сам монумент расположен в 12 километрах от места соединения фронтов, а непосредственно над местом встречи раскинулись воды Карповского водохранилища — одного из водохранилищ Волго-Донского канала, соединившего Волгу с Доном, а через них — Балтийское, Белое, Каспийское, Чёрное и Азовское моря.

Проект соединения Волги и Дона насчитывает много веков. Первую попытку соединить эти реки предпринял турецкий султан Селим II в. 1569 г., однако, осознав масштабы работ, почти сразу же отказался от проекта. В 1697 г. строительство канала начал Пётр I, но в 1701 г. разразилась Северная война, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю, поэтому задача соединения Волги и Дона отодвинулась на второй план. С конца XVIII и до начала XX вв. было разработано более 30 проектов и схем соединения Волги и Дона, однако за решение этой задачи принялись только после Октябрьской революции, когда в 1920-х годах канал был отнесён к числу первоочередных объектов капитального строительства на водных путях. В 1930-х годах активно проводились изыскания, было разработано несколько проектов, однако Великая Отечественная война, превратившая место строительства канала в арену боевых действий, помешала планам грандиозного строительства. К доработке проекта вернулись только после победы под Сталинградом, и уже в 1948 г. был утверждён проект канала, в 1950 г. началось его строительство, а 31 мая 1952 г. между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. Официальное же открытие канала состоялось 27 июля 1952 г., когда в ворота шлюза № 1 вошёл открывший навигацию теплоход «Иосиф Сталин».

Волго-Донской канал начинается в Красноармейском районе г. Волгограда, в Сарептском затоне р. Волги, идёт по долине р. Сарпы, по водоразделу Волги и Дона, выходит в долину р. Червлёной, проходит через Варваровское, Бреславское и Карповское водохранилища и выходит на Дон у города Калача-на-Дону на Цимлянском водохранилище, из которого осуществляется питание водохранилища донской водой. На трассе канала установлено 26 памятников, представляющих собой архитектурно-историческую ценность, в том числе — монумент «Соединение фронтов», ставший одним из символов Волго-Донского судоходного канала.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской федерации на 2012–2020 годы» реализуется ряд проектов на водохранилищах Волго-Донского судоходного канала — разработаны Правила использования водных ресурсов питающего канал Цимлянского водохранилища и расположенных на канале Береславского, Варваровского и Карповского водохранилищ, проводятся мероприятия по берегоукреплению Цимлянского водохранилища, ведётся разработка прогнозной оценки изменений характеристик речного стока в бассейне р. Дон и притока в Цимлянское водохранилище на период 2020–2030 годы.